« Назад
14.07.2017 08:34
Знаете такой анекдот : “Я имею право? Имеете. А я могу? Нет, не можете!”
Думаете, это про что? Правильно! Про раздельный сбор отходов в России. К чему это я…. Ах, да!
Опыт поиска конструктивного диалога с властью показывает, что любые возражения должны сопровождаться предложением альтернатив. Призыв к отказу от применения мусоросжигания следует озвучивать в комплекте с предложениями развивать раздельный сбор и переработку отходов. Тем более, что это не ноу-хау, не требует патента, достаточно изучить практику ЕС не только в части уничтожения отходов, но и в части стимулирования их переработки.
К сожалению, на сегодняшний день хорошо из Европы перенимается только плохое. А хорошее, оказывается, “не приживется”, ибо у нас “особенный, российский менталитет”. Что мы в результате имеем?
Иерархия способов обращения с отходами перевернута с ног на голову, реализация государственной политики в этой области откровенно саботируется. Поставить мусоросжигание на костыли господдержки - пожалуйста. А открыть двери для раздельного сбора и вторичной переработки - “если захотят, сами протиснутся”.
В последние несколько недель эта тенденция достигла гротескных размеров. С разных сторон я слышу не просто “предложите альтернативу”, но и “предложите детально разработанный план с рассчитанными по годам финансовыми и материальными результатами”.
К слову сказать, скромненькая Территориальная схема Ленинградской области обошлась госбюджету почти 5 млн.рублей. А никаких финансовых и материальных результатов в ней нет. Территориальная схема Подмосковья “впитала” еще более нескромные суммы (по неподтвержденным данным около 70 млн.рублей) , а по своей обоснованности “хромает” на все четыре ноги…. Территориальная схема Санкт-Петербурга по своей “эффективности” ничуть не хуже первых двух, хотя официально Комитет по благоустройству потратился только на бумагу.
Общественные деятели, работающие на волонтерских началах, конечно, не могут заменить собой проектные институты и консалтинговые компании. Мы можем только содействовать консолидации усилий бизнеса, власти и населения в направлении построения экономически эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами.
В России есть все для того, чтобы сделать из проблемы отходов высокоразвитую отрасль. Вернее, почти все. Нет главного - нет взаимоувязанных, логичных законов и нормативно-правовых актов, которые дают отраслевому бизнесу “не только право, но и мочь”. Требовать сейчас от общественности детальный план решения проблемы отходов взамен на отказ от МСЗ - это практически тоже самое, что отрубить человеку руки-ноги, а потом сказать “пляши, или еще и голову с плеч”.
Тем не менее, определенная концепция у нас все же есть:
- Надо отказаться от идеи фрагментарной эксклюзивности (сжигать можем, сортировать в квартирах нет) и признать, что россияне могут сортировать отходы также, как немцы, шведы или японцы. Осталось только найти ключик к российской душе.
- Ключик этот, как правильно многие говорят, золотой. Это значит, надо создать для всех стимулы. Вот как раз государству не следует зарабатывать на мусоре. На мусоре должен зарабатывать бизнес, а граждане должны экономить. Государство обязано позаботиться о том, чтобы в законодательстве появились рычаги для развития перерабатывающей отрасли, стало быть - СДЕЛАТЬ РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
- Создание и эксплуатация инфраструктуры для раздельного сбора отходов не является рентабельной ни в одной стране мира. Но без нее невозможно возвращать отходы в производственный цикл по максимуму. Как туфли - на них только тратиться приходится. Но босиком на работу не поедешь… Поэтому государство должно разработать стратегию дотирования инфраструктуры для раздельного сбора из экологических платежей. Как только раздельный сбор отходов станет обязательным, отраслевой бизнес будет знать, что поток сырья им будет обеспечен, и начнет развиваться.
- Подкрепить уверенность в завтрашнем дне для малого и среднего бизнеса налоговыми льготами и сниженными кредитными ставками на первые годы модернизации сферы обращения с отходами. Полномочия на это у Правительства есть.
- Пора перестать игнорировать тот факт, что пищевые отходы также являются ценным вторсырьем, если собраны раздельно, и “убивают” потребительские свойства остального вторсырья, если попадают в состав смешанных ТКО. Пищевые отходы нуждаются в раздельном сборе и переработке, например, в биогаз и компост.
- Отдельно про Регионального оператора. Для бизнеса Региональный оператор - это современный бабайка: никто не знает, как он выглядит и что будет делать. А вдруг все отберет и выгонит? Лучше сейчас ничего не делать. Замереть. Для чиновников Региональный оператор - волшебник Изумрудного города: он придет и возьмет на себя ответственность за все проблемы с мусором. И самим пока тоже ничего делать не надо. Надо только дождаться…. Поэтому следует пересмотреть права, обязанности и полномочия будущих Региональных операторов так, чтобы под “крылом” этой структуры проблемы отходов решались, а не усугублялись.
- А как же поступить с деньгами на МСЗ? Инвестор уже страшно хочет потратиться. Так как в основе этой “пирамиды” лежит госкорпорация, имеет смысл Правительству с ней договориться и вместо МСЗ построить экотехнопарки, где ничего не будут сжигать, а будут сортировать смешанное и
досортировывать раздельно собранное, и там же на месте доводить вторсырье до кондиции ликвидного . Внести при этом корректировки в Территориальные схемы Москвы, Московской области и Татарстана. Тем более, что все равно в год экологии Росприроднадзор от всех регионов это потребует.
- Переставить иерархию обращения в исходную позицию и начать предотвращать образование отходов еще до того, как с ними потребуется бороться.
Анна Гаркуша
|