Главная / Новости

Новости

Как устроен рынок органической продукции в России 29.07.2021 14:16

Plus-one.ru совместно с форумом «Трианонский диалог» и французским агентством Nature представляет спецпроект «Экомост Россия — Франция». В течение года  публикуются на двух языках 12 материалов о том, как в двух странах совершенствуются подходы к защите окружающей среды, климата и биоразнообразия. Во всем мире появляется все больше осознанных покупателей, которые хотят быть уверенными в том, что приобретенные ими товары не нанесли вреда окружающей среде. Рассказываем, как устроен рынок органической продукции в России.

Спрос на органические товары в России растет, это показывает исследование консалтинговой компании SBS Consulting. Фермы стремятся получить не только национальный органический сертификат — некоторые производители получают также европейские маркировки, чтобы иметь возможность поставлять свою продукцию в страны Европейского союза и привлекать покупателей на внутрироссийском рынке.

Однако у производителей часто возникают проблемы с торговыми сетями. Фермер из Краснодарского края Светлана Березовская, которая выращивает органические рис и сою, рассказывает, что ее товарам сложно попасть в магазины, так как розничные сети требуют за это плату. У многих фермеров нет для этого свободных средств.

organik-produktsiya-1-4-1 Светлана Березовская работает по европейскому органическому сертификату «Евролист» с 2011 года. По ее словам, соблюдать все требования сертификации очень трудно, на это уходит много времени и ресурсов. Например, Светлане пришлось потратиться на навигационную систему для сеялок и новую импортную технику, в том числе планеры и культиваторы. Европейские органы по сертификации проверяют ее фермерское хозяйство дважды в год: летом — состояние почв и растений, а осенью берут на анализ пробы зерна.

Головная боль Светланы Березовской — соседние неорганические поля: их обрабатывают с небольших самолетов. Ядовитые вещества теоретически могут попасть на ее угодья. Светлана считает, что органические поля и поля, на которых применяются пестициды, — два разных мира. «На соседних полях, которые обрабатывают ядохимикатами, болеет соя, наша же соя здоровая. У нас совершенно другое биоразнообразие: больше птиц, например куропаток. Наши поля живые, поэтому животным они нравятся», — говорит фермер.

По европейским органическим стандартам работает и подмосковная «Ферма М2» — первое в России органическое многопрофильное хозяйство. Ее земли и все овощи от укропа до баклажанов имеют как российский (ГОСТ 33980-2016), так и европейский (EU Organic Bio) органик-сертификаты. Хозяйство выращивает коров, коз и свиней, для которых само производит корма. Для обитателей фермы созданы условия, приближенные к естественным: свободный выгул и содержание. Главное правило — животные не должны испытывать стресс.

 «Ферма М2» организовала хозяйство на 4500 га залежных земель, которые не обрабатывались на протяжении десятилетий. Чтобы соответствовать статусу органического хозяйства, автомобильному холдингу Major Auto, частью которого является ферма, пришлось закупить специальную технику, которая минимизирует воздействие на почвы и гарантирует высокую точность высева, меньший расход топлива, равномерное распределение нагрузки на землю.

У «Фермы М2» есть два ресторана в Москве, где готовят еду из органических продуктов.

Что такое органическое сельское хозяйство

Согласно определению Международной федерации развития органического сельского хозяйства (IFOAM), это производственная система, которая поддерживает здоровье почв, экосистем и людей.

В январе 2020 года в России вступил в силу федеральный закон № 280 «Об органической продукции». Он регламентирует работу ферм и предприятий, которые производят органические товары.

organik-produktsiya-1-4-3 Сертификация добровольная, но если производитель хочет, чтобы его продукт маркировался как органический, то он обязан получить соответствующее разрешение. Право выдавать такие сертификаты имеют организации, которые прошли проверку Федеральной системы аккредитации. Сейчас их в стране всего девять. С прошлого года действует единый государственный реестр производителей органической продукции. Поиск на сайте по названию производителя позволяет проверить, правомерно ли он именует свой товар органическим. Сельхозпредприятия, которых нет в едином реестре, не могут использовать на своих товарах маркировку в виде белого листа на зеленом фоне с надписью «органик» на русском и английском языках.

Закон запрещает при производстве органической продукции применять химические удобрения, пестициды, антибиотики, гормоны роста и ГМО. В готовой еде из нее запрещено использовать загустители, красители, стабилизаторы, заменять животные жиры на растительные. Органическая продукция не может иметь продолжительный срок годности — например, органическое молоко хранится не больше недели.

Получить статус органического хозяйства довольно сложно. Например, земли, на которых будут выращивать овощи, должны быть полностью свободны от следов синтетических удобрений и пестицидов. Если там когда-либо применялись химикаты, то производить органическую продукцию можно будет спустя три года.

Есть и требования гуманного отношения к животным. В частности, органические фермеры обязаны обеспечить им свободное содержание и выгул: клетки и узкие загоны запрещены. Действуют требования по сохранению плодородия земли и биоразнообразия. Сертифицирующие органы проверяют не только конечный продукт, а всю производственную цепочку: семена, корма, почву, оборудование, условия хранения и транспортировки продукции.

Чем отличается российская органик-маркировка

Пока в России органик-маркировка — единственный государственный знак для обозначения продуктов, безопасных для природы и человека. Закон об органической продукции действует всего полтора года, поэтому на рынке еще встречается фальсификат. Недобросовестных производителей выявляет и штрафует Роспотребнадзор.

Маркировке EU Organic Bio («Европейский листок») уже более 10 лет, она признана во всех странах Европейского союза и США. Продукция с этим логотипом на пачке содержит не менее 95% органических ингредиентов. Кстати, по прогнозу Европейской комиссии, к 2030 году органической станет четверть всей сельхозпродукции ЕС.

Пока российский аналог на европейском уровне не признан. «В России органическое производство находится в зачаточной стадии. Нашему стандарту всего пять лет, закону чуть больше года. У нас нет агрономов, знающих, как выращивать овощи без пестицидов и синтетических удобрений», — говорит Татьяна Лебедева, главный редактор органик-издания «LookBioЖурнал».

Чтобы российский производитель мог торговать своей продукцией на европейском рынке, он обязан получить европейскую органик-сертификацию и подтверждать ее каждые полгода, хотя европейские хозяйства проходят проверку только раз в год. «Наших фермеров контролируют больше — из-за того, что в странах Восточной Европы и в Турции участились случаи мошенничества с европейскими органическими сертификатами», — добавляет эксперт.

Татьяна Лебедева считает, что в ближайшие годы Россию ждет вал псевдоорганики с законнымиorganik-produktsiya-1-4-4 сертификатами. «На начало 2020 года в нашей стране было примерно шесть аудиторов с профильным образованием и опытом работы по европейскому стандарту. Нигде в России не учат на органического аудитора. У многих аккредитованных организаций большие проблемы с компетентностью», — поясняет эксперт.

В чем разница между органик- и экомаркировкой

Кроме органических, существует множество других «зеленых» сертификатов. Так, у осознанных потребителей популярны товары с экомаркировкой I типа. В России ее представляет некоммерческое партнерство «Экологический союз». Он выдает сертификат «Листок жизни» (входит во Всемирную организацию экомаркировок GEN).

Экомаркировка I типа основана на анализе всего жизненного цикла продукции — от качества сырья до утилизации отходов упаковки — и гарантирует, что на производстве соблюдены этические стандарты: например, не используется детский труд, а работа оплачивается справедливо. Органик-сертификация прежде всего нацелена на то, чтобы продукция производилась в условиях, максимально приближенных к природным.

«Если говорить о различиях, то экомаркировка I типа разрешает методы интенсивного производства. Например, можно вносить безопасные удобрения и пестициды, если они не приводят к ухудшению почвы. Но следы этих веществ не должны присутствовать в конечном продукте. Такие методы безопасны для здоровья человека и имеют сниженное воздействие на природу», — поясняет Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы добровольной экологической сертификации «Листок жизни».

Всегда ли дороги органические продукты

Главное препятствие к тому, чтобы органическая продукция имела массовый спрос, — ее цена. В большинстве случаев она действительно выше, чем у обычных товаров. Это объясняется бо́льшими затратами на содержание животных, натуральные семена и корма. Значительная часть цены складывается из логистики и маркетинговых расходов. А еще — наценок продавцов.

«Обычный „гербицидный“ рис стоит примерно 52 рубля за килограмм. Мы продаем свой рис по 60 рублей. Я не завышаю цену на свою продукцию. Но на прилавках магазинов мой рис продается уже по 200 рублей. А в одном магазине в Санкт-Петербурге я видела и по 900 рублей за кило. Это возмутительно», — сетует Светлана Березовская.

Чтобы решить эту проблему, компания «Органик Эраунд» из Ставропольского края разработала проект «Социальная органика». Ферма выращивает овощи, делает соки из тыквы и помидоров, томатные пасты и пюре из дыни. Идея в том, чтобы поставлять органическую продукцию с минимальной наценкой напрямую в школы, детские сады и медицинские учреждения.

Впрочем, найти доступные органические товары можно и в обычном супермаркете. Татьяна Лебедева из «LookBioЖурнала» поставила эксперимент — купить на 1 тыс. руб. продукты и приготовить из них ужин для двоих. И ей это почти удалось. Говяжий стейк с приправами, гарнир из капусты и морс обошлись лишь ненамного дороже заявленной суммы.

Евгений Аниськов

Источник: https://plus-one.ru

 




Планируется утвердить положение о внесении изменений в лицензию на пользование недрами 28.07.2021 00:00

  Подготовлен проект Минприроды России "Об утверждении Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами" (далее - Проект).

     Новость интересна хозяйствующим субъектам, чья деятельность связана с недропользованием.
     
     Стоит отметить, что Проект планируется к утверждению впервые, ранее подобных документов не было.
     
     В настоящее время действует Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315.
     
     В соответствии с Проектом, основанием для начала процедуры внесения изменений в лицензии на пользование недрами является заявка, которая содержит:    

  • сведения о пользователе недр;
  • предложение о внесении изменений в лицензию на пользование недрами;
  • указание основания внесения изменений в лицензию на пользование недрами;
  • указание раздела лицензии на пользование недрами, в которые предлагается внесение изменений;
  • краткое описание содержания предложений по внесению изменений с указанием причин необходимости этих изменений;
  • реквизиты платежного поручения, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины.    

     Заявка пользователя недр о внесении изменений в лицензию направляется в адрес Федерального агентства по недропользованию или его территориальный орган.
     
     Ознакомившись с текстом Проекта, вы сможете подготовиться к планируемым изменениям.
     
     Стоит отметить, что Проект носит информативный характер и не подлежит применению, пока не вступит в законную силу.
     
     Полный текст Проекта доступен на официальном сайте https://regulation.gov.ru/.
     
     ID проекта: 02/08/07-21/00118408.




Порядок представления программы повышения экологической эффективности 26.07.2021 00:00

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.12.2020 N 4708 "Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности" (далее - Приказ Минпромторга России от 28.12.2020 N 4708).
     
     Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС).
     
     Приказом Минпромторга России от 28.12.2020 N 4708 утвержден Порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности (далее - Порядок).
     
     Порядок разработан в соответствии с требованиями ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым программа повышения экологической эффективности (далее - программа) разрабатывается в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты I категории НВОС, на период их поэтапного достижения.
     
     Порядком установлены:
  •  особенности направления программы в Минпромторг России;
  • порядок и срок рассмотрения проекта программы (2 месяца со дня его поступления);
  • условия продления сроков рассмотрения программы заявителем и требования к такому обращению;
  • порядок действий хозяйствующих субъектов при возврате проекта программы без рассмотрения.

     Так, например, согласно Порядку:

  • срок рассмотрения программы комиссией составляет 2 месяца со дня ее поступления;
  • программа с приложениями направляется в форме электронного документа по средствам государственной информационной системы промышленности.

       Ознакомиться с текстом Приказа Минпромторга России от 28.12.2020 N 4708.

     Ранее нормативными правовыми актами не был установлен порядок представления программы.
     



Правила проведения административного обследования лесов 13.07.2021 00:00

     Постановлением Правительства РФ от 03.07.2021 N 1112 утверждены Правила проведения административного обследования лесов (далее - Правила).
     
     Ознакомиться с Правилами рекомендуем хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою деятельность с использованием лесов.
     
     Правила утверждены во исполнение требований ст.90_1 Лесного кодекса РФ. Ранее аналогичного документа утверждено не было.
     
     Административное обследование лесов осуществляется (п.2 Правил):
  • Рослесхозом (его территориальными органами);
  • органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в области лесных отношений;
  • органами местного самоуправления, уполномоченными в области лесных отношений;
  • государственными учреждениями, подведомственными вышеперечисленным надзорным органам.
      Административное обследование лесов осуществляется на основании (п.3 Правил):
  • сведений, содержащихся в информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах;
  • сведений, полученных в ходе осуществления государственной инвентаризации лесов, федерального государственного лесного контроля (надзора), мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, государственного лесопатологического мониторинга, лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов;
  • сведений, полученных в том числе методами дистанционного зондирования.
     При выявлении нарушений в ходе административного обследования лесов составляется акт административного обследования (п.8 Правил). Форма такого акта является Приложением к Правилам.


Планируется утвердить новые технологические показатели НДТ 12.07.2021 00:00

Минприроды России разработан ряд проектов, которыми планируется утвердить технологические показатели наилучших доступных технологий для:    

  • производства твердых и других неорганических химических веществ (ID проекта - 02/08/07-21/00117704);
  • производства специальных неорганических химикатов (ID проекта - 02/08/07-21/00117712);
  • производства прочих основных неорганических химических веществ (ID проекта - 02/08/07-21/00117722);
  • производства свинца, цинка и кадмия (ID проекта - 02/08/07-21/00117734);
  • утилизации и обезвреживания отходов термическими способами (ID проекта - 02/08/07-21/00117741);
  • производств драгоценных металлов (ID проекта - 02/08/07-21/00117752);
  • производства редких и редкоземельных металлов (ID проекта - 02/08/07-21/00117753).

 Технологические показатели наилучших доступных технологий (далее - НДТ) необходимы для установления технологических нормативов, разрабатываемых в рамках получения КЭР (п.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
     
     В настоящее время до утверждения новых проектов, разрабатывая технологические нормативы при осуществлении деятельности по производству вышеперечисленных веществ или по утилизации и обезвреживании отходов термическим способом, необходимо руководствоваться:
          - приказом Минприроды России от 20.03.2019 N 173 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства драгоценных металлов";

 Проектами уточнены технологические показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ, соответствующих НДТ производства вышеперечисленных веществ.
Обращаем внимание, что проекты не утверждены и носят информационный характер.
     



Планируется изменить термин ТКО 08.04.2021 21:23

В Государственную Думу внесен Законопроект "О внесении изменений в абзац 20 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Законопроект).

Ознакомиться с текстом Законопроекта рекомендуем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Так, Законопроектом планируется изменить понятие ТКО, дополнив его словами "пищевые, древесно-кустарниковые и строительно-отделочные отходы". С принятием Законопроекта термин ТКО будет более общим и будет включать в себя больше видов отходов.

 Законопроект разработан в связи с обращениями граждан, согласно которым в настоящее время древесно-кустарниковые и строительно-отделочные отходы не вывозятся региональными операторами по обращению с ТКО. Это связано с тем, что данные виды отходов в настоящее время не относятся к ТКО и работы по обращению с ними возлагаются на администрацию, что в свою очередь ведет к дополнительной финансовой нагрузке.

 Стоит отметить, что "Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" являются ТКО (код 7 31 300 02 20 5 согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242). При этом согласно письму Минприроды России от 21.07.2020 N 08-25-53/18336 растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Однако, письма надзорных органов не являются нормативными правовыми актами и носят информационный характер.

 Зная о готовящихся изменениях законодательства, вы сможете сэкономить время при организации деятельности по обращению с ТКО, в случае принятия Законопроекта. Также принятие Законопроекта позволит устранить разногласия в части отнесения растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками к ТКО.     
     С полным текстом Законопроекта вы можете ознакомиться на сайте https://sozd.duma.gov.ru. Номер Законопроекта 1135056-7.     




Утверждены новые правила предоставления субсидий 08.04.2021 21:05

 На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ от 27.03.2021 N 465 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета на разработку, утверждение и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 539" (далее - нормативный документ, Правила).
     
     Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.
     
     Со вступлением в силу нормативного документа Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на разработку, утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, а также на разработку, утверждение и ввод в эксплуатацию Единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 N 539, признаны утратившими силу.
     
     Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета в целях частичного или полного возмещения затрат, фактически понесенных с 1 января 2021 г., связанных с выполнением мероприятия по внедрению указанной схемы обращения с определёнными классами опасности отходов.
     
     Уполномоченным органом на проведение процедуры принятия решения о предоставлении субсидии является, как и ранее, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
     
     Новые Правила существенно дополнены и конкретизированы. Правилами установлены:
     
     - особенности проведения специальной комиссией отбора получателей субсидии;
     - конкретные требования к претендентам на получение субсидии;
     - перечень документов, представляемых получателем субсидии для ее предоставления;
     - сроки рассмотрения документов от заявителей, составляющие 10 дней с момента их регистрации;
     - сроки вынесения решения о предоставлении субсидии и ее размере - 30.05.2021;
     - требования к отчетности, предоставляемой получателем субсидии;
     - мера ответственности к получателю субсидии при нарушении условий соглашения на получение субсидии.
           Кроме того, Правилами приведена формула расчета размера субсидии на возмещение части затрат.
     

 




Вступил в законную силу новый регламент по экологическому надзору 07.04.2021 00:00

 Опубликован приказ Минприроды России от 24.12.2020 N 1099 "О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, регулирующих исполнение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора" (далее - приказ Минприроды России от 24.12.2020 N 1099).

 Новость интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 Напоминаем, что был опубликован Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Новый регламент), утвержденный приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783, который вступает в законную силу со дня признания утратившими силу:

  • Приказа Минприроды России от 29.06.2012 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора";
  • Приказа Минприроды России от 09.03.2017 N 79 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения"
  • и др.

     Приказом Минприроды России от 24.12.2020 N 1099 отменены вышеуказанные регламенты.     
     Следовательно, в настоящее время действует Новый регламент.




Конкурс на лучшие вопросы для Экологического диктанта «ЭкоТолк» 24.03.2021 00:00

Объявлен конкурс на лучшие вопросы для Экологического диктанта «ЭкоТолк»2021 года.

Дедлайн 30 июля 2021 года.

Организаторы: Ассоциации «ЭкоТолк», Благотворительный Фонд Фёдора Конюхова "Зелёная Планета"

К участию приглашаются все желающие вне зависимости от возраста, места жительства, гражданства и цвета глаз.

Основные требования к вопросам

1. Тематика. Вопросы должны быть интересными, способствовать развитию интереса к охране окружающей среды, популяризации экологических знаний.

2. Они должны быть посвящены общей географии и России. Зарубежные территории могут появляться в вопросах только в связке с Россией. Среди прочих приветствуются вопросы на следующие темы:

  • «Байкал – жемчужина России!».
  • История и современная деятельность юннатского движения.
  • Темы, так или иначе связанные с экологией и охраной окружающей среды, но относящиеся к другим сферам деятельности человека. Например, «Музыка и экология», «Живопись и экология» и т. д

Один человек может прислать только один вопрос для двух возрастных категорий: 18+ и 14-17 лет.

Вопросы должны быть максимально понятными , но при этом вопросы не должны быть излишне просты. Не требуйте от человека каких-то специфических знаний, но старайтесь, чтобы для получения правильного ответа он использовал логические заключения, пространственное мышление, аналитические способности, смекалку; устанавливал взаимосвязи между событиями и объектами и т. д. 

При составлении вопросов учитывайте, что аудитория Экодиктанта «ЭкоТолк» очень широкая — это школьники и студенты, работающие люди и старшее поколение. В своей массе они не имеют профильного экологического образования и не обладают специальными знаниями по данной теме, однако интересуются охраной окружающей среды и экологией.

Вопросы должны быть только закрытого типа. То есть, не предполагающие формулировку ответа самим участником Экодиктанта «ЭкоТолк».

Отправить вопрос необходимо на электронный адрес:  eco_diktant@mail.ru   с пометкой «На конкурс».

Призы:

  • Автора самого интересного вопроса (его определят эксперты конкурса) ждёт путешествие. За счёт Ассоциации «ЭкоТолк» его пригласят на Центральную площадку Экодиктанта «ЭкоТолк», где он сможет написать его вместе с известными учёными, путешественниками, общественными деятелями. Авторство вопросов будет указано во всех материалах Экодиктанта «ЭкоТолк», авторы каждого вопроса, включённого в Диктант, получат благодарность от Оргкомитета Экодиктанта «ЭкоТолк».

 




Сократить количество региональных операторов 16.03.2021 00:00

1 16 марта 2021 года в Краснодаре под председательством губернатора Вениамина Кондратьева состоялось совещание, посвященное реализации "мусорной реформы" в регионе. Оно прошло в "узком" формате. Присутствовали вице-губернатор Александр Трембицкий, курирующий отходоперерабатывающую отрасль, министр ТЭК и ЖКХ края Андрей Ляшко, его заместитель Андрей Прошунин, руководитель Центра управления регионом (ЦУР) Краснодарского края Юрий Шевченко, координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. На совещание пригласили руководителей четырех из шести региональных операторов, работающих в крае: Валерия Облогина ("Мусороуборочная компания"), Алену Устинову ("ЭкоЦентр"), Александра Гуймана ("Крайжилкомресурс") и Игоря Чебышева ("Экотехпром"). Вскоре стало понятно, почему не присутствовали представители регоператоров Староминской зоны ("Чистая станица") и Новороссийской зоны ("ЭкоЮг").

Открыв совещание, губернатор напомнил, что в 2019 году было признано, что одиннадцать существующих зон деятельности региональных операторов целесообразно сократить до пяти. Идея получила поддержку Дмитрия Кобылкина, занимавшего в то время должность министра природных ресурсов и экологии РФ. Такая модель была признана оптимальной для Краснодарского края, где катастрофически не хватает объектов для размещения и переработки отходов. Эта схема была определена как вектор дальнейшего движения при реализации "мусорной реформы" в крае. Вениамин Кондратьев спросил, по какой причине она до сих пор не реализована.

Вице-губернатор Трембицкий пояснил, что изменить разделение на зоны территориальной схемы обращения с ТКО путем объединения соседних зон юридически оказалось невозможным. Поэтому было решено разделить край между пятью региональными операторами, и тогда фактически границы зон останутся только на бумаге. Например, предполагается, что в зоне ответственности ООО "ЭкоЦентр", помимо Новокубанской и Тихорецкой зон, где оно является регоператором, будут также Мостовская и Усть-Лабинская зона. Конкурсы по определению региональных операторов для этих зон планируется провести в конце мая этого года. Видимо, вице-губернатор не сомневается, что их победителем станет "ЭкоЦентр".

Также на совещании прозвучала неожиданная информация о том, что уже определено, между какими компаниями планируется разделить территорию края. Это компании, представители которых присутствовали на совещании: "Мусороуборочная компания", "ЭкоЦентр", "Крайжилкомресурс", "Экотехпром". А также московская компания "Мехуборка", которой, как сообщил Трембицкий, планируется заменить регоператора Староминской зоны ООО "Чистая станица". По словам вице-губернатора, в отношении "Чистой станицы" планируется начать процедуру по лишению ее статуса регоператора. "Удалить" с рынка планируется и регоператора Новороссийской зоны – компанию "ЭкоЮг". Для того, чтобы появилась возможность перевозить мусор между зонами, в настоящее время начата процедура по утверждению проекта корректировки территориальной схемы обращения с ТКО на территории Краснодарского края.

Координатор ЭВСК Андрей Рудомаха возразил, что в конкурсах по отбору регоператоров может принимать участие кто угодно. Их исход не может быть предрешен. Хорошо, если на этот рынок будут заходить новые игроки, и уровень конкуренции будет высоким. Он напомнил, что в прошлом году губернатор давал поручение начать работу с компанией "Экоком", которая имеет большой опыт работы в отходоперерабатывающей сфере и несколько успешных реализованных проектов. Он отметил, что почему-то у министерства ТЭК и ЖКХ края в приоритете худшие регоператоры, которыми, по его мнению, являются "Мусороуборочная компания" и "Крайжилкомресурс". Что касается инициативы по созданию в крае пяти зон деятельности региональных операторов, то, по мнению Рудомахи, это надо было делать изначально. Чтобы сейчас одиннадцать зон сократить до пяти, нужно изменять границы зон, проводить новые конкурсы по отбору регоператоров, а это невозможно.

Александр Трембицкий отметил, что деление на зоны не главная проблема "мусорной реформы". По его словам, основная проблема в том, что за последние полтора года не началось проектирование ни одного объекта обработки и захоронения ТКО. "Как только мы находим подходящий земельный участок, начинаются жалобы", - сказал он.

Андрей Рудомаха заметил, что это происходит из-за того, что все участки под новые объекты размещения отходов выбраны от "фонаря": без проведения обязательных изысканий и без учета мнения населения. В итоге практически по каждому участку возникают проблемы. Сейчас подобным образом складывается ситуация с выбором нового участка под полигон и мусоросортировочный комплекс в Новокубанской зоне, которые регоператор "ЭкоЦентр" хочет разместить в районе поселка Глубокий вблизи от Армавира рядом с действующей свалкой. Он напомнил, что жители поселка выступают против того, чтобы "ЭкоЦентр" строил новый полигон в этом месте. Этот участок недостаточно удален от поселка и от Армавира, для возмущения людей основания есть. Ситуацию усугубляет и то, что действующая свалка эксплуатируется с грубыми нарушениями, и "ЭкоЦентр" не делает ничего, чтобы привести ее в порядок. В Новокубанской зоне есть другой участок для строительства такого объекта, его кадастровый номер 23:38:0813000:7. Он удобен с точки зрения логистики, находится в краевой собственности и достаточно удален от населенных пунктов. Руководитель "ЭкоЦентра" Алена Устинова пыталась настаивать на том, что новые объекты необходимо разместить на участке рядом с Армавирской свалкой. Но губернатор Кондратьев, после того, как Рудомаха сказал, что участок находится всего в полутора километрах от жилой зоны Армавира, поставил точку в этом споре. Чтобы исключить социальное напряжение, он поручил "ЭкоЦентру" изучить возможность размещения объектов для Новокубанской зоны на участке 23:38:0813000:7.

Также координатор ЭВСК в очередной раз поднял вопрос о том, что регоператор "Крайжилкомресурс" не предпринимает должных усилий по реализации ранее принятых решений, направленных на ликвидацию действующей Белореченской свалки. Ничего не делается для строительства второй небольшой очереди, а также нового полигона и мусороперерабатывающего завода в Бжедуховском сельском поселении. Руководитель АО "Крайжилкомресурс" Александр Гуйман сказал, что компания уже начала проектирование второй очереди полигона. Рудомаха подверг это утверждение сомнению, так как соответствующий конкурс еще не проводился и не решена проблема с участками сельхозземель, которые вклиниваются в территорию, где планируется строительство второй очереди. Они до сих пор не переведены в земли промышленности. На что Гуйман заявил, что все проблемы решены. Как они решены, осталось не ясно.

Александр Гуйман откровенно заявил, что компания против строительства нового объекта в Бжедуховском поселении. По его словам, расположение участка в лесу повлечет за собой повышение тарифа на вывоз ТКО. Трембицкий поддержал Гуймана и сказал, что три недели назад пришел ответ из Министерства обороны РФ, которое возражает против размещения полигона на предлагаемом участке. Рудомаха предложил им найти другой участок, но Гуйман не согласился. Он предложил сначала "сделать хорошо" на примере второй очереди действующего полигона. Фактически он предложил вообще отказаться от идеи переноса полигона на удаление от населенных пунктов и оставить его на прежнем месте, построив вторую очередь. Вениамин Кондратьев с таким подходом не согласился: "Я пообещал людям, что мы уберем эту свалку возле города, и мы должны это сделать". Он потребовал в кратчайшие сроки найти другой участок на удалении от населенных пунктов, если участок в Бжедуховском поселении не подходит.

Также Андрей Рудомаха на совещании поднял проблему, которая возникла в связи с планируемым строительством мусороперерабатывающего комплекса в Тимашевской зоне в районе станицы Роговской. Проект намерена осуществить "Мусороуборочная компания". ЭкоВахта сообщала, что против строительства выступает настоятель и братия Свято-Духова мужского монастыря, расположенного неподалеку. Также против активно выступают местные жители. Рудомаха согласился, что выбранный участок удобен с точки зрения логистики, но необходимо его отодвинуть подальше от монастыря и балки, впадающей в реку Кирпили. Такая возможность есть. Губернатор поручил внимательно изучить этот вариант.

Андрей Рудомаха раскритиковал и участки в Крымской зоне, возле станицы Варениковской, на которых 1 планируется построить межмуниципальный экологический отходоперерабатыващий комплекс. Во-первых, местные жители возмущены таким предполагаемым соседством. Во-вторых, эти участки расположены в уникальной, с природоохранной точки зрения, местности. Здесь находятся ценные степные массивы, расположены грязевые вулканы. В этом месте необходимо создавать особо охраняемую природную территорию, а не объект для размещения отходов. Никаких изысканий в отношении того, подходит ли данный участок по другим требованиям, не проводилось. Однако каких-либо решений по этому вопросу на совещании принято не было.

Андрей Рудомаха прокомментировал результаты совещания: "К сожалению, "мусорная реформа" в крае откровенно топчется на месте. И ключевая проблема здесь не в количестве зон, не в протестах населения, и не в том, что одних регоператоров, нужно заменить на других. Она состоит в том, что МинТЭК и ЖКХ изначально "на авось" выбрало земельные участки под размещение полигонов и мусороперерабатывающих комплексов, а сейчас никак не может определиться с выбором новых участков, которые будут соответствовать всем требованиям и не вызывать возмущения местных жителей. Прошло уже больше года с того времени, когда этот вопрос встал самым острейшим образом, однако прогресс в этом направлении минимальный. В результате в регионе до сих пор не строится ни одного нового полигона и мусороперерабатывающего комплекса. Уже несколько лет об этом только ведутся разговоры".

 Наталья НЕСТЕРЕНКО

(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

 

 




Итоги Всероссийской образовательной акции "ЭкоТолк" 16.10.2020 13:44

Объявлены имена победителей Всероссийской образовательной акции в форме экологического диктанта «ЭкоТолк»

Организаторы подвели итоги среди тех, кто поучаствовал в масштабной акции в оффлайн и онлайн режимах

 «Среди тех, кто первым правильно ответил на все вопросы «ЭкоТолка» - представители пяти регионов России. География победителей в очередной раз напоминает о важности распространения экологического воспитания и обширном интересе к экологии страны», - подчеркнули в Оргкомитете.

Итак, победителями Первой Всероссийской образовательной акции "ЭкоТолк" стали:

оффлайн:

  • Быстрова Алина Владиславовна
  • Колесникова Софья Артемовна;
  • Минкинен Елизавета Алексеевна
  • Иванова Васелина Алексеевна
  • Чиханов Михаил Федорович
  • Куликова Надежда Владиславовна
  • Онижук Захар Николаевич
  • Ляпина Дарья Дмитриевна
  • Золикова Ольга Ивановна
  • Рзаева Антонина Александровна
  • Яночкина Анастасия Алексеевна
  • Бархатов Кирилл Андреевич
  • Яцкевич Андрей Сергеевич
  • Лукьянов Алексей Игоревич
  • Силакова Анна Владимировна
  • Дашкова Елена Валерьевна
  • Гайсумов Руслан Маликович
  • Тайсумов Арби Турпал-Алиевич
  • Хаиахметов Рашит Мухаметович
  • Кушалиева Нурсулу

онлайн:

  • Поздеева Марина Александровна
  • Терешкова Юлия Борисовна
  • Калашникова Ирина Игоревна
  • Хоняк Анна Анатольевна
  • Пудовкина Ирина Максимовна
  • Силакова Анна Владимировна
  • Корнейчева Анастасия Валерьевна
  • Гольцова Екатерина Константиновна
  • Казаков Ярослав Вадимович
  • Бусалова Софья Ильинична

Напомним, Всероссийская экологическая образовательная акция «ЭкоТолк» состоялась второго октября при поддержке Минприроды России и Госкорпорации «Росатом». Центральной площадкой стал первый ботанический сад в истории страны - «Аптекарский огород», где собрались 120 участников и сами «экзаменаторы». Вопросы теста зачитывали глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, известный телеведущий, профессор МГУ Николай Дроздов, депутат Государственной думы Вячеслав Фетисов, глава Комиссии по экологии и окружающей среде Общественной палаты РФ Елена Шаройкина, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин,

В режиме онлайн к тестированию присоединились площадки в регионах, включая профильные863557217070996_3392083954218297_6 факультеты крупнейших российских вузов и школ, - порядка 2,5 тысяч человек. Трансляция мероприятия проходила в Яндекс.Эфире и на телеканале 1ЭКОТВ.РФ. Кроме того, желающие могли поучаствовать в тестировании со смартфонов, отвечая на вопросы на специальной платформе. Только за первый час число участников превысило более 5,5 тысяч человек, а общее число участников в онлайне составило более 10 тысяч человек.

«Это наш первый уникальный опыт проведения масштабного экологического тестирования, – отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, который участвовал по видеосвязи. – Сегодня мы уделяем пристальное внимание формированию экологической культуры в стране, начиная с самых юных россиян».

Также было озвучено, что всероссийская образовательная акция «ЭкоТолк» станет ежегодной.

IMG-20201003-WA0003 Мероприятие 2020 года прошло в рамках Недели экологического образования и просвещения, организованной Международным научно-образовательным Консорциумом «Кадры для зелёной экономики» в период с 25 сентября по 2 октября. Инициаторы и организаторы Всероссийской образовательной акции «ЭкоТолк» - Общероссийское межотраслевое объединение работодателей в сфере охраны окружающей среды «РУСРЕЦИКЛИНГ», Благотворительный фонд Федора Конюхова «Зеленая планета», Федеральный научно-образовательный консорциумом «Передовые ЭкоТехнологии» (РХТУ им. Д.И. Менделеева, УдГУ, ИРНИТУ, ВятГУ, Курганский филиал РАНХиГС, СГТУ им. Ю.А. Гагарина) при поддержке Минприроды России, Движения ЭКА, «Федерального  экологического оператора», Российской академии наук и АНО «НПО «ЭнЭко».




Усолье Сибирское - зона экологической катастрофы 11.08.2020 00:00

Об Усолье Сибирском, об зоне экологического бедствия о многом другом с места событий

Подробнее




ПАМЯТИ А.Д. ДУМНОВА 10.08.2020 00:00

Российская статистика по окружающей среде потеряла своего лидера.

ПАМЯТИ А.Д. ДУМНОВА
(02.02.1952-10.08.2020)
10 августа на 69-м году скоропостижно ушёл из жизни известный экономист, эколог, организатор отечественной природоохранной и природно-ресурсной статистики, член Научно-методологического совета Росстата, заместитель главного редактора бюллетеня «Использование и охрана природных ресурсов в России», главный научный сотрудник Национального информационного агентства «Природные ресурсы», лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, доктор экономических наук Александр Дмитриевич ДУМНОВ.
Александр Дмитриевич окончил Московский экономико-статистический институт в 1974 г. Длительное время занимался природно-ресурсной и природоохранной статистикой, работая в статистических органах (ЦСУ СССР, Госкомстате СССР, Статкомитете СНГ). С 1998 г. работал в НИА-Природа.
Работая в НИА-Природа, А.Д. Думнов руководил подготовкой ряда статистических сборников, в том числе по особо охраняемым природным территориям, лесным пожарам, охотничьим животным и др. В последнее время по заказу Росводресурсов осуществлял подготовку и ежегодный выпуск статистического сборника «Водные ресурсы и водное хозяйство России». Участвовал в подготовке по заказу Минприроды России ежегодного Государственного доклада «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», ряда государственных докладов «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации», в серии ежегодных докладов о состоянии окружающей среды Московской области и Москвы, а также в других важнейших работах, выполняемых НИА-Природа.
Опубликовал около 300 печатных работ, в том числе монографии, справочники, учебники и учебные пособия, посвященные вопросам статистики природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, экономики природопользования и эколого-экономического механизма, финансирования природоохранной деятельности, макроэкономической статистики и национального счетоводства, а также внешнеэкономическим связям и международным сопоставлениям, платежному балансу и др. проблемам.
С 2001 г. – член редколлегии Статистического сборника Росстата «Охрана окружающей среды в России». В 2007 г. успешно защитил диссертацию на тему «Методология макроэкономического исследования природоохранных затрат (с использованием системы национальных счетов)». С 2008 г. – заместитель гл. редактора бюллетеня "Использование и охрана природных ресурсов в России", с 2010 г. – член Научно-методологического совета Росстата.
А.Д. Думнов награжден почетными знаками «Отличник статистики» Госкомстата СССР и Росстата. Имеет благодарность Комиссий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР за подготовку материалов к заседанию Верховного Совета СССР по вопросу соблюдения законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов (1985 г.). Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2005 года за серию природоохранных и природно-ресурсных атласов России.
Александра Дмитриевича отличало широкое стремление к систематизации многообразной информации для анализа и применения в своих работах.
Он был добрым и отзывчивым человеком, готовым всегда оказать консультацию или помочь с поиском необходимых статистических данных.

Светлая память об Александре Дмитриевиче Думнове навсегда сохранится в сердцах всех, кто его знал!




Завершилась ОЭЭ по МПК "Север" 10.06.2020 14:41

Во исполнение п.4 ст. 23 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020) редакция журнала "ЭПБ" публикует извещение об окончании общественной экологической экспертизы

ИЗВЕЩЕНИЕ

Некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАСсерт») извещает о завершении проведения общественной экологической экспертизы объекта государственной экологической экспертизы «Проектная документация «Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду)»

Выводы экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского района Московской области»:

1.         Представленная на общественную экологическую экспертизу проектная документация «Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского района Московской области» не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

2.         По результатам рассмотрения проектной документации «Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского района Московской области» экспертная комиссия считает предусмотренное воздействие на окружающую среду недопустимым, а реализацию объекта не возможным.

Предложения и вопросы можно направлять по электронной почте: emasssert@mail.ru


"Копеечный" штраф за грубые нарушения 09.06.2020 00:00

АО "Медвежья гора" за грубые нарушения при добыче известняка отделалось "копеечным" штрафом

Подробнее




Популярные статьи

Стандарты в области обращения с отходами: все что ни делается – кому-то это нужно. Но к лучшему ли это?

Желающих помешать планам России в импортозамещении достаточно. Но отечественным предприятиям в области обращения с отходами не надо никаких врагов...

 

Подробнее »
Популярные статьи

 «Огурцы в конфитюре или экологическое фермерство: почему для России малопригодны рецепты Запада?»

 «Дело у нас движется, но не настолько быстро, как хотелось бы». Это самая популярная сейчас фраза в устах любого хозяйственника, фермера, руководителя любого ранга.


Подробнее »
Популярные статьи

О бедных лесах замолвите слово!

Чиновники Росприроднадзора, на то и чиновники, чтобы следить за буквой Закона, охранять, не допущать и не разбазаривать.

 

Подробнее »